АйТи-Ойл

Новости

05.12.2007
АйТи помогает ТНК-BP модернизировать розничную торговлю


Сбыт продукции является весомой составляющей бизнеса ТНК-ВР, розничная сеть компании включает в себя порядка 1600 АЗС, работающих под марками «ТНК» и «ВР». Самой ТНК-BP и ее дочерним компаниям принадлежит лишь 680 автозаправочных станций (в том числе все, работающие под маркой ВР); остальными владеют независимые операторы, которые используют марку ТНК по джобберскому соглашению с ТНК-BP. Автозаправочные станции ТНК-BP можно назвать автозаправочными комплексами (АЗК), поскольку на них работают мини-кафе, магазины сопутствующих товаров и продуктов питания. Автозаправочные комплексы управляются десятью региональными сбытовыми предприятиями, главные задачи которых — поддерживать высокий уровень корпоративного управления и прозрачности и обеспечивать максимальную прибыльность продаж.

Для перехода к более прибыльному стандарту организации деятельности АЗК и сбытовых предприятий компания ТНК-ВР привлекла консультантов компании АйТи. В 2006 году консультанты АйТи разработали эталонную модель бизнес-процессов розничной торговли, которая стала корпоративным стандартом для АЗК и сбытовых управляющих компаний ТНК-ВР. Эта модель учитывает стратегические цели и международный опыт нефтяного холдинга и является более доходной в основном за счет продажи на заправках сопутствующих товаров. Она описывает процессы розничного бизнеса ТНК-ВР, связанные с продажей нефтепродуктов и сопутствующих товаров (закупка, прием, инвентаризация, учет и др.).

Бизнес-модель розничной торговли построена с учетом предстоящей автоматизации АЗК на основе Retalix StorePoint. ТНК-ВР выбрала эту систему израильского производителя в качестве корпоративного стандарта и поручила внедрение на своих АЗК двум интеграторам, чтобы снизить риски. Один из этих интеграторов — компания АйТи, которая должна выполнить внедрение Retalix StorePoint на 160 АЗК в Курской и Калужской областях, Москве, Туле и Санкт-Петербурге.

В 2007 году АйТи ведет параллельно два проекта — помогает ТНК-BP переходить на новую модель розничной торговли (GAP-анализ, разработка планов перехода, обучение работе по новым стандартам) и одновременно внедряет Retalix StorePoint на АЗК.

Чтобы определить, насколько существующие процессы розничного бизнеса отличаются от эталонной модели, консультанты АйТи провели GAP-анализ деятельности тех 8 сбытовых предприятий ТНК-BP, на которых планируется внедрение автоматизированной системы. Они расположены в Калуге, Петрозаводске, Саратове, Москве, Туле, Рязани, Курске и Санкт-Петербурге. По итогам анализа для каждого предприятия был разработан свой план перехода на новую модель организации бизнес-процессов с минимальными временными и материальными издержками. Поскольку работа сбытовых предприятий в разных регионах пока налажена по-разному, для ее оптимизации каждому предприятию потребуется разное время и различные последовательности шагов, которые описаны в разработанных АйТи планах.

Чтобы ускорить и облегчить переход к новым бизнес-процессам, в 8 сбытовых компаниях ТНК-BP проводится двухуровневое обучение. Из сотрудников ТНК-ВР сформированы специальные группы тренеров. Они прошли комплексную подготовку: тренинговая компания обучила их тренерской работе, консультанты АйТи обучили новым бизнес-процессам, Retalix — работе со своей системой автоматизации. Задача этих тренеров — проводить массовые занятия с персоналом АЗК и сбытовых компаний.

Автоматизированную систему Retalix StorePoint пришлось специально адаптировать к условиям российского бизнеса розничного сбыта нефтепродуктов. Система прошла тестовую эксплуатацию в ОАО «Саратовнефтепродукт» — саратовском сбыто вом предприятии ТНК-BP. После чего специалисты АйТи внедрили систему на 25 АЗК Курской и 4 АЗК Саратовской областей, а также в Санкт-Петербурге, Москве и Туле, где автоматизировано по 1 АЗК. Компании АйТи предстоят работы по внедрению Retalix StorePoint еще на 128 АЗК.

«Этот проект занимает важное место в общей стратегии ТНК-BP в области переработки и сбыта. Он позволит повысить прозрачность и управляемость деятельности сбытовых предприятий и сети АЗК ТНК-ВР, предоставит более широкие возможности для анализа продаж и максимально точного планирования работы. Важнейшими элементами проекта были выбор стандартной системы автоматизации розничной торговли и разработка бизнес-модели. Мы планируем принимать активное участие в работе по внедрению изменений в ТНК-BP до победного конца, когда все АЗК, в которых намечены изменения, заработают в новой бизнес-модели и будут автоматизированы», — прокомментировал Александр Федин, директор департамента топливных и смарт-систем компании АйТи.

Версия для печати Вернуться к списку